История села Потапово-Тумбарла
Я не уроженец этого села, но считаю его своей второй родиной. В Потапово-Тумбарла прошла вся моя трудовая деятельность, живу здесь уже почти 50 лет.
Я не уроженец этого села, но считаю его своей второй родиной. В Потапово-Тумбарла прошла вся моя трудовая деятельность, живу здесь уже почти 50 лет. За это время мне доводилось часто работать и общаться с жителями, с сельской интеллигенцией. Собралось много исторического материала о возникновении Потапово-Тумбарла и его основоположниках, которым бы я хотел поделиться с читателями.
Я был принят на работу агрономом колхоза «Победа» 17 июня 1974 года. А взяться за перо меня побудило то, что читая историю села Потапово-Тумбарла в интернете и в книге «90 лет Бавлинского района», я заметил некоторые неточности в датах и фактах, они не совсем соответствуют действительности.
Работал агрономом, а потом, после объединения колхоза «Победа» с колхозом «Берлек» 1 декабря 1976 года исполнял обязанности бригадира комплексной бригады №2 в данном селе. С 1 января 1982 года вместе с первым директором Владимиром Байцеровым организовывали совхоз «Берёзовский» НГДУ «Бавлынефть». Многие годы избирался депутатом сельского совета. Депутаты меня избирали Председателем исполкома Потапово-Тумбарлинского сельского совета народных депутатов. С 2005 по 2019 годы являлся главой сельского поселения. Времени и возможностей погрузиться в историю села было достаточно.
* * *
Основоположниками села Потапово-Тумбарла являются люди удмуртской национальности. По преданиям из южных районов современной Удмуртии, а именно из Можгинского района, в поисках свободных земель их предки основали и жили в селе Купченеево республики Башкирия. Удмурты или «ары», как их называли в древности «лесные люди». Лес являлся источником их существования, он же сформировал их характер. Испокон веков эти люди занимались охотой, рыбной ловлей, разведением пчёл (бортничеством). И вот, охотясь по берегам речки Тумбарлинки, им очень понравились эти живописные места. Несколько семей во главе с зажиточным удмуртом по имени Потап переселились в эти края из села Купченеево. Если считать, что Купченеево возникло по указу Уфимской провинциальной канцелярии в 1773 году, то деревня Потапово, по словам старожилов, возникло в конце 17 – начале 18 века.
Новые поселенцы начали строить дома, надворные постройки, разводить скот. Выкорчевали они и лес для посева зерновых сельскохозяйственных культур, конопли, льна. Новые жители были очень трудолюбивы.
Следует отметить, что у каждого хозяина своей усадьбы был забор, сложенный из камня, огораживающий всю территорию земельного участка по периметру, будь то20 или даже 30 соток. Этот забор шириной был до одного метра, высотой до двух метров, плюс имел фундамент до метра. Из камня были сложены и все хозяйственные постройки: сарай, омшанники, кладовые. Места добычи камня под все строительные нужды и по сей день можно увидеть в окрестностях села, под горами. Все строения складывались на глине и простояли более века. Ни в одном населённом пункте Бавлинского района автор не видел подобных каменных заборов. Впоследствии эти жители ушли со своих обжитых мест и переселились в деревню Галкино. А новые жильцы, пришедшие на их места, продавали колхозу эти камни или обменивали их на корма для строительства объектов сельскохозяйственного назначения. Последний каменный забор был разобран жителем села в 2021 году.
Постепенно Потапово разрасталось, увеличивалось и число его жителей, было много многодетных семей. По прошествии времени улица села расширилась в два порядка и имела длину более километра. Сегодня эта главная улица носит название Первомайская.
Было отведено и место для кладбища. Оно находилось по адресу Советская, 33, рядом с сельской школой. Население было православного вероисповедания, но с глубокой древности здесь сохранились свои языческие обряды и почитание верховного бога удмуртской мифологии Инмара.
Фамилии жителей были в основном Можгины, Заитовы, Веденеевы, Давыдовы, Наумовы. Свои названия на удмуртском языке имели и родники. Например, известный ныне родник «Самовар» тогда назывался «Педот ошмес», в переулке после дома Первомайская 60 – «Кока ошмес», между речками Туйралинка и Тумбарлинка – «Сисем син ошмес», в начале улицы Советской – «Откан ошмес». «Ошмес» по-удмуртски означает родник, «кока» – грач, «сизем синь» – семь глаз.
По окончанию весенних полевых работ всё население деревни собиралось у родника «Откн ошмес» и проводили праздник «Гырон Быдтон» (праздник окончания пахоты). Пели песни, водили хороводы. В общем котле суп – шыт. Угощали национальным удмуртским напитком «нырйыл» – кумышкой. Благодаря своему трудолюбию население Потапово, можно сказать, жило в достатке. В статьях краеведа Бавлинского района Алексея Михайловича Пронина (газета «Слава труду» №32 от 18.08.2023 г. и №33 от 25.08.2023 г.) описывается как его прадед Иван Можгин (Кусо Иван) жил со своей семьёй в те далёкие времена.
Можно и ещё найти примеры жизни зажиточных крестьян Потапово. Спиридон Даутович Давыдов (примечание: Давыд – удм. Давут) предок нынешнего семейства Давыдовых, проживающих в Потапово-Тумбарла.
занимался разведением лошадей. Это из его хозяйства конокрады хотели украсть скакуна, который занимал на скачках все призовые места в округе. Этот случай описывала в своей книге наша землячка Елена Ивановна Однодворцева. Максим Можгин держал в своём хозяйстве около 300 пчелосемей, его дом и пасека располагались рядом с родником «Сизем синь ошмес», где под горой были два больших омшанника. В деревне были и свои мастера – плотники, кузнецы, гончары, бондари, шорники, мастера по возделыванию шкур животных и пошиву шуб, тулупов. Скорняжниками и сапожниками валялись валенки. Из льна и конопли ткали полотна. Жили жители общей формой хозяйствования. Всем селом помогали ставить дома молодожёнам. Если случалось какое-то несчастье, то всё население приходило на помощь.
В Потапово родились и провели детство два знаменитых писателя удмуртской национальности – Михаил Григорьевич Можгин и Михаил Антонович Можгин.
Последняя представительница рода основателя села Потапово-Тумбарла Потапа – Феодосия, жила на месте, где ныне стоит дом Первомайская, 62. Умерла она в начале 2000-х годов.
Удмурты – народ золотовласый. Антропологи относят эту народность к уральскому варианту большой европеоидной расы. Вместе с ирландцами они являются одним из самых золотовласых народов в мире. В характере удмуртов: гостеприимность, скромность, бережливость, терпеливость, настойчивость. Многих неизменно восхищало их исключительное трудолюбие, весёлый нрав, любовь к песне.
Во конце 18 века чуть подальше от удмуртского поселения начали заселяться люди чувашской национальности, выходцы из северных районов Самарской губернии. Эти переселенцы тоже были трудолюбивые и мастеровые. Они также раскорчевали лес для своих посевов, занимались разведением животных. Жили они общинной формой землевладения до 1917 года. Благоприятные места для жизни: речка, лес, высокая работоспособность людей, способствовали быстрому разрастанию деревни. В ней стало две улицы в два ряда домов. Это сегодня улица Советскаядо дома номер 93 – «Кедескас», а за ним до конца улицы идёт «Турикас». За домом Советская 91 находилось старое чувашское кладбище. Житель села Семён Кузьмич Прохоров – участник Великой Отечественной войны говорил, что его отец первым поселился около удмуртов.
По прошествию нескольких лет, ещё выше «Кедескаса» приехали и начали обустраиваться новые поселенцы, переехавшие непосредственно из республики Чувашия. Так образовалась «верхняя улица» – «Турикас». Об этом свидетельствуют рассказы старожилов села и есть описания этих фактов в книге Елены Однодворцевой.
Наш земляк, краевед Виталий Николаевич Козлов в своей книге «О, Бавлы, твои просторы» описывает как зарождалось чувашское поселение и как оно получило название Тумбарла («тампар» или «тампала» в переводе с тюркского – «глина»). Деревня разрасталась, население увеличивалось, создавались смешанные семьи – чувашские парни брали в жёны удмуртских девушек и наоборот. Например, у выдающихся уроженцев села: Героя Советского Союза Гавриила Петровича Евсеева бабушка по отцу была удмурткой, а у профессора, доктора медицинских наук Николая Андреевича Дегтярёва мама была удмурткой, а папа – чуваш.
Все вопросы жизнедеятельности села решались на сходах. Там же избирали и старосту села. К началу 20 столетия была построена и открыта церковь Архангела Михаила. Число жителей насчитывало более 1400 человек. А раз есть церковь, то это уже село. Вот так образовалось село Потапово-Тумбарла. Селяне жили единым хозяйством. Имели земельный надел, где выращивали зерновые культуры, картофель, овощи, лён, коноплю. Содержали скот: коров, лошадей, свиней, овец, коз, птицу. На реке Тумбарлинка строились водяные мельницы.
Всё пришлось пережить жителям села того времени: Первую мировую войну, революционные события 1917 года – непонятная война здесь, в России, названная Гражданской войной, невиданный доселе по трагическим последствиям голод 1921 года, события начала 1930-х годов, изменившие психологию крестьянина и его многовековой уклад жизни, Вторую мировую войну с фашистской Германией, Великую Отечественную войну.
По словам удмуртских старожилов, где-то после 1920 удмуртское население решило из села Потапово-Тумбарла переселиться на новое место жительства. Это ниже по течению реки Тумбарлинка на шесть-семь километров. Почему они решили уйти с благодатных обжитых мест, оставив все свои заборы и хозпостройки из камня, перевезя только деревянные строения? Этот вопрос остаётся открытым до сих пор. Есть разные мнения на этот счёт. Не будем поднимать вопросы вековой давности. Бог им судья. Но всё-таки почти всё удмуртское население переехало и образовало деревню Галкино. Чуть позже некоторые семьи обосновались в маленькой деревне Воткино. Во время коллективизации (20 и 30 года прошлого века) в Галкино и Воткино был образован колхоз «Свободный труд». В Галкино была открыта начальная школа, в которой обучение проводилось на удмуртском языке. Заведующим начальной школой был Степан Александрович Алатырев. Преподаватели: Надежда Михайловна Евсеева (жена Гавриила Евсеева), Ева Алексеевна Можгина, Пётр Ильич Евсеев, Николай Максимович Евсеев. После окончания начальной школы, дети Галкино продолжали обучение в школе села Удмуртские Ташлы, там тоже учили на удмуртском языке. В самом Галкинобыл клуб, где показывали кино, организовывалась художественная самодеятельность. В колхозе содержали коров, лошадей, овец, свиней. В основном все работы выполнялись на лошадях, некоторые вручную. Председателями колхоза были в своё время Егор Евсеев и Иван Алексеевич Можгин, счетоводом работал Захар Спиридонович Давыдов. В 1951 году колхоз «Свободный труд» объединился сколхозом «Победа» (Потапово-Тумбарла).
В связи с разработкой Бавлинского нефтяного месторождения и строительства рабочего посёлка Бавлы, всё трудоспособное население района, в основном молодёжь, старались устроиться на работу в цеха НГДУ «Бавлынефть». В последствии они получали свою жилплощадь и переезжали жить в Бавлы. Сейчас в Галкино проживают всего семь коренных жителей. Среди них самой возрастной – ветеран тыла Михаил Андрианович Можгин 1931 года рождения.
Александр Килячков
Последние новости
Прогноз погоды: облачная неделя с осадками и порывистым ветром
На предстоящей неделе ожидаются дожди и снег, особенно ночью.
Прокуратура выявила нарушения земельного законодательства в Сабинском районе
Организация «Туган Як» обвиняется в самовольном использовании земельных участков.
Инновации и технологии: Конференция в ИТ-парке Санкт-Петербурга
Обсуждение последних достижений в области IT и технологий
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку